Инновационная деятельность

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермаковская средняя общеобразовательная школа

Рыбинского района Ярославской области

 

Инновационная деятельность

 

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация - нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

Педагогическая наука в процессе развития образовательного уч¬реждения выделяет:

  • абсолютную новизну (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
  • относительную новизну (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику);
  • псевдоновизну (видимость новизны).

Существуют различные основания для классификации инноваций:

  1. По определению сферы, в которой осуществляется инновационная деятельность:

    • цель и содержание образования;

    • технологии, методы, средства организации педагогического процесса;

    • формы организации обучения и воспитания;

    • система управления (деятельность администрации, педагогов, учащихся);

    • образовательная экология.

  2. По способу возникновения и протекания инноваций:

    • систематические, планомерные;

    • стихийные.

  3. По глубине и ширине осуществления инноваций:

    • массовые, глобальные, радикальные, существенные преобразования;

    • частичные, мелкие модификации известного и принятого, связанные с усовершенствованием, рационализацией, видоизменением.

  4. По характеру происхождения:

    • внешние;

    • внутренние.

  5. По признакам масштабности:

    • частные (локальные и единичные, не связанные между собой);

    • модульные (или комплексные, взаимосвязанные между собой);

    • системные (охватывающие все сферы жизнедеятельности образовательного учреждения).

В педагогической науке и практике выделяют следующие стадии развития инноваций, новшеств и нововведений:

  1. Возникновение или зарождение идеи нового.

  2. Перевод идеи в цель (целеполагание отражает ожидаемые результаты деятельности, достигаемые за определенный период времени). Этапы постановки цели: сбор информации, информация о субъективном образе реальной ситуации у членов педагогического процесса (учителей, учащихся, родителей, представителей общественности); информация о желаемом образе нового; информация о возможном плане действий по изменению существующей ситуации; формулировка цели и принятие ее всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

  3. Разработка путей реализации цели и проектирование.

  4. Реализация проекта.

  5. Распространение новой практики.

  6. Рутинизация, переход в новое качество и функционирование в новом режиме. (Существующий термин «рутинизация» соответствует нем. routine - рутина, как привычный навык от route - дорога, колея, вероятно лат. rupta via - проторенная дорога'. В обычном понимании слово «рутина», которое вошло в русский словарь в первой половине XIX в., означает «консервативный, годами заведенный распорядок, рабское следование отжившему шаблону; косная боязнь всего нового, каких-либо перемен». Исходя из этого, мы считаем, что применение термина «рутинизация» к инновационным процессам является неточным). Если инновация - это нововведение, новшество, изменение, то формирование, развитие содержания и организации нового является инновационным процессом как комплексной деятельностью по созданию, освоению, использованию и распространению новшеств, помогающих перевести систему образования в режим развития.

Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;

  • опыт, рожденный в данной школе;

  • педагогический опыт, рожденный в других школах;

  • директивы и нормативные документы; .

  • мнение потребителя образовательных услуг;

  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;

  • потребности региона, страны в изменении ситуации в образовании;

  • достижения, разработки всего комплекса наук о человеке и др.

Выстраивая инновационную работу в образовательных учреждениях, нельзя не считаться с основными направлениями развития современного образования. Это:

  • изменения в организации образовательного процесса;
  • изменения в технологиях обучения и воспитания;
  • изменения в управлении образовательными учреждениями.

В организации образовательного процесса (совокупности действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса - содержанием, взаимодействием деятельности учителя и ученика, методами, формами и средствами обучения) появились такие существенные изменения, как включение в управление процессом обучения и воспитания педагогического мониторинга, педагогических технологий, проектировочной деятельности, прогнозирования, организаторской деятельности учителя по обеспечению условий протекания педагогического процесса и многое другое.

Педагогический мониторинг как непрерывное научно обоснованное диагностико-прогностическое наблюдение за состоянием, развитием образовательного процесса позволяет включить в организацию образовательного процесса оценку состояния педагогического процесса, отслеживание его хода, результатов управления им, определения перспектив развития.

  

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»